Страхование груза и грузовоперевозок .КАРГО.

Этот вид страхования обеспечивает покрытие рисков повреждения груза или утраты груза во время транспортировки и при загрузке (разгрузке). Возмещение, указанное в договоре на страхование груза , может выплачиваться как за ущерб, причиненный каким-либо причинам (все риски) и потери, обусловленные только конкретным риском. Страховая сумма по страховке КАРГО устанавливается страхователем и она не должна превышать стоимости груза, указанной в счете поставщиков. Страховая сумма может также включать расходы по доставке груза и запланированного объема прибыли. Тарифные ставки устанавливаются обоими сторонами в зависимости от вида перевозимых грузов.

Страхование груза - один из самых распространенных видов страхования. Страхователями могут быть любые физические или юридические лица, грузоотправители или грузополучатели. Не исключается заключения договора страхования грузоперевозчиком. На практике груз страхует та сторона, которая наиболее заинтересована в его сохранении. Как правило, это сторона, на которую по договору ложится риск потери или повреждения груза. При внутренних перевозках - это продавец-грузоотправитель  и компания.

В международных перевозках в большинстве случаев обязанность страхования лежит на покупателе-грузополучателе. Страховщиком в Украине может быть только страховая компания, получившая соответствующую лицензию и имееющая право осуществлять этот вид страхования согласно ее учредительными документами.

Этот вид страхования наиболее актуален для предпринимателей, которые имеют иностранных партнеров в других странах, поскольку грузы, которые пересекают границу Украины, страхуются в обязательном порядке.

Конкретное содержание страхования грузов КАРГО определяется в договоре. Распространены два вида страхования грузов , которые соответствуют стандартным условиям Института лондонских страховщиков: «с ответственностью за все риски» и «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». При страховании первого вида предусматривается возмещение убытков от повреждения или гибели груза от любых причин. Но из этих условий исключаются повреждения или гибель грузов от любых военных, пиратских действий, конфискации или уничтожения по требованию властей (эти риски могут быть застрахованы за дополнительную плату); исключаются риски радиации, специальной и грубой неосторожности страхователя или его представителей, нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов, несоответствия упаковки, влияния трюмного воздуха или особых свойств груза, повреждение груза грызунами и др.., замедление в доставке груза и падение цен и т.д..

При страховании второго вида не возмещаются убытки вследствие подмокание груза атмосферными осадками, загрязнения груза, его кражи или недоставки. По соглашению сторон груз может быть застрахован на других условиях.

При заключении договора страхования грузов КАРГО страхователь подает заявление, содержащая такие данные, влияющие на размер ставок страховых премий:

¦ вид груза (точное название, тип упаковки, число мест и вес);

¦ вид транспортного средства (например, при морской перевозке название судна, год постройки, тоннаж)

¦ способ отправки груза (в трюме, на палубе, навалом, наливом, насыпью, в контейнерах);

¦ маршрут (пункт отправления, перегрузки, назначения транспортного средства);

¦ стоимость груза;

¦ тип объема страховой ответственности (условия страхования).

Страховщики не возмещают ущерб от повреждения груза при отсутствии внешних повреждений транспортного средства, контейнера или тента или при наличии целой пломбы. Причиной таких убытков может быть только неправильное размещение груза. Ответственность за нарушение правил нагрузку несет перевозчик, а не страховщик.

Для исключения недоразумений, возникающих вследствие различной трактовки в разных странах одних и тех же понятий, Международная торговая палата в Париже еще в 1936 г. разработала Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс). Этот свод условий заключения контрактов сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных странах. Правила регулируют расходы и риски обеих сторон при заключении контракта и содержат в себе также основные условия страхования CIF, Сиракузский, FOB, FAS.

Соглашение CIF (Cost Insurance and Fieight - стоимость, страхование и фрахт) - это особый вид контракта, в котором на специальной основе решаются основные вопросы купли-продажи, момент перехода на покупателя риска случайной гибели, повреждения или передачи товара, добросовестного действия продавца, порядок расчетов и другие вопросы.

При продаже товара на условиях CIF продавец обязан доставить товар в порт отгрузки, отгрузить его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, застраховать перевозки морским путем от риска гибели или повреждения товара во время перевозки, который несет продавец, оплатить страховой полис. Продавец должен провести таможенную очистку товара для вывоза. Риски переходят с продавца на покупателя с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки.

СИР (Carriage and paid To - перевозка и страхование, оплаченные до ... ) «За перевозку и страхование оплачено», отмеченное в контракте места назначения означает, что продавец несет расходы по фрахту до транспортировки товара в обозначенное место назначения, должен застраховать перевозки от риска гибели или повреждения товара во время перевозки, который несет покупатель, и оплатить страховой полис. Риски переходят от продавца к покупателю с момента передачи транспортной компании.

FOB (Free on Board - свободно на борту) в определенном в контракте порту отгрузки означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда товар перешел через поручни судна в обозначенном порту погрузки. Начиная с этого момента, покупатель несет все расходы и риски гибели или повреждения товара.

FAS (Free Alongside Ship - свободно вдоль борта судна) в обозначенном в контракте порту отгрузки означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он поставил товар на пристань обозначенного в контракте порту погрузки и разместил его вдоль борта судна.

Страховщик, который страхует груз, пишет заявление, где описывает упаковки груза, указывает его наименование, количество и массу, а также номера сопроводительных документов (накладных), пункт отправления, пункт назначения, дату начала перевозки, перевозчика, вид транспорта, страховую сумму и желаемые условия страхования.

Страховой суммой оценивается риск такой перевозки и размер страхового возмещения, когда с грузом что-то случится. Определяется она на основе международных контрактов или договоров, если речь идет о перевозке внутри страны, подтверждающих стоимость груза (занижение стоимости не в интересах страхователя, поскольку делает невозможным полноценное страховое возмещение, если с грузом что-то случится). Завышение страховой суммы тоже ничего не дает, поскольку при наступлении страхового случая страховщик проведет экспертизу и заплатит ровно столько, во сколько будет оценен ущерб (на основе оценки стоимости груза), указанный в Законе Украины «О страховании», где есть существенное замечание относительно того, что страхование не должно приносить прибыль страхователю, то есть возмещение должно быть меньше ущерб.

Страховой тариф определяет размер страховой премии, платежа и составляет процент от страховой суммы. Он определяется в каждом конкретном случае и зависит от вида груза, стоимости, дальности, времени, маршрута перевозки, репутации и надежности перевозчика, объема необходимого страховой защиты.

Среднерыночный тариф по страхованию грузов сегодня составляет 0,5-1,5% от страховой суммы. Поэтому, выбирая страховую компанию, нужно ориентироваться не на тариф, а на условия страхования, срок, в течение которого страховщик обязуется выплатить возмещение (желательно не более 15 дней), перечень документов, который необходимо предоставить для получения возмещения, наличие полноценного перестраховочной защиты. Кроме того, страховая компания может сделать надбавку к тарифу (0,1-0,6%), если имеет место неоправданный риск, например, перевозки золота без охраны.

Договор страхования должен иметь графу, в которой указано, что он вступает в силу с момента перечисления страховщику страховой премии. Это противоречит практике развитых стран, где страховщик несет ответственность за покрытие ущерба с момента подписания договора . Он считает делом чести выплатить возмещение даже если страховой случай возник в день подписания договора и его клиент не успел осуществить платеж.

Страховое возмещение. Страховщик выплачивает страховое возмещение на основании документов, подтверждающих факт страхового события и размер ущерба. При наступлении страхового случая владелец груза или его представитель обязаны:

¦ принять все возможные меры для спасения и сохранения поврежденного груза или обеспечение права на регресс довиннои стороны;

¦ срочно сообщить о том, что произошло, страховщику;

¦ подать в страховую компанию заявку на возмещение убытков. Невыполнение любого из этих условий, а также сокрытие каких-то сведений, существенных данных о перевозке (отсутствие охраны, изменение маршрута) может стоить страхователю страхового возмещения.

В страховую компанию нужно будет представить документ, подтверждающий право собственности на застрахованное имущество. Им может быть CMR - международная транспортная накладная, коносаменты, железнодорожные накладные, копии контракта и банковских документов, фактуры, счета, подтверждающие право страхователя распоряжаться грузом.

Наступление страхового случая должно быть документально зафиксировано: в случае кражи - милицией, стихийного бедствия - метеостанцией, повреждения - торгово-промышленной палатой. Если убытки очень велики, то на место страхового случая выезжает представитель страховщика   (или ее иностранного партнера, если происшествие возникло за рубежом).

Размер претензии по ущербу страхователь должен указать в счете-заявлении с приложением расчета ущерба. Достоверность расчета подтверждается актами аварийных комиссаров, оценкам, экспертизами. Документы должны быть составлены в соответствии с законами той страны, где возникла страховое событие. Если происшествие возникло за рубежом, оценить ущерб иностранная компания - партнер страховщика.

Получая выплату, страхователь подписывает гарантийное письмо, согласно которому он передает все права по регрессного иска страховой компании.

Страховщик может отказать в выплате страховой суммы, если страхователь несвоевременно сообщил о страховом случае (сроки указываются в страховом договоре), не подал заявку на возмещение убытков или не принял все возможные меры для спасения или сохранения поврежденного груза.

<<Автополис.Страхование без переплат >>